На главную страницу Фотографии Видео Вход Магазин Контакты Русский English
Патефон оффлайн Об авторах Пресс-зал Блог Архив журнала О проекте Проекты Магазин Алфавитный указатель Новости Ссылки Друзья

«Джазовый абонемент» Даниила Крамера | Патефон Сквер №5

Ещё в прошлом году, когда в Омск приехал легендарный квартет Игоря Бутмана, у нас зародились серьёзные намерения писать о джазе. И помогать джазовой культуре в Омске развиваться. Когда приезжает в Концертный зал Крамер — всегда аншлаг. А значит, есть с кем говорить о нашей любимой музыке.

Поэтому, как только Даниил Крамер вновь появился в Омске, мы договорились с ним о дружеской взаимопомощи. И теперь вы, драгоценные любители джаза, имеете уникальную возможность получать информацию из первых уст.

Что ж, давайте вспомним, как прошёл предыдущий сезон.

 

Фестиваль

В рамках «джазового абонемента Даниила Крамера» зимой в Омске прошёл джазовый фестиваль, в котором участвовали профессиональные музыканты России, Армении и США. Зал был забит до отказа, впрочем, как и всегда. Пожалуй, наиболее полюбился зрителям мультиинструменталист Сергей Манукян, то неистово барабанивший по ударным, то импровизировавший на синтезаторе, то один-в-один исполнявший негритянские джазовые мелодии. Пышная шевелюра и абсолютная раскрепощённость, кипучая энергия и потрясающее мастерство игры на всех доступных инструментах выделяли его из выступающих. В этот раз Крамер привёз в Омск также представителей армянского джаза, охарактеризовав их музыку «Нью-Йорком 40-50-х». Очень колоритное трио: пианист в кепке и чёрных очках (вах, как играл!); худощавый ударник, который особенного интереса не вызывал ни у кого; и высокий флегматичный басист. Последний в беседе со мной долго сокрушался, что организаторы не разрешили привезти ему свой контрабас: «Тогда бы им пришлось платить еще за одно место в самолете, а это порядка 400 долларов!..». В результате, музыканту пришлось играть на потрёпанном инструменте омского оркестра. Однако это был единственный сколь-нибудь значительный казус.

 

Тринадцатый концерт Родилез

Был ещё один умопомрачительный концерт, на этот раз в таком составе: Даниил Крамер за роялем, молодой контрабасист Сергей Васильев и уникальная певица Ирина Родилес. Сергей, чувство ритма которого так долго рекламировал Даниил перед концертом, больше ничем не удивил — мерно, подчиняясь какому-то своему, внутреннему ритму, его контрабас издавал гулкие и подчас непонятные трели.

В противовес ему, видимо, Ирина покорила омскую публику своим колоритным голосом, негритянским звучанием, экспрессивной самоотдачей музыке, замечательными джазовыми импровизациями и почти что оперными вокальными фразами. Родилес сейчас много гастролирует и работает в Москве, её голос звучит в нескольких американских фильмах. Кроме того, она поёт в молодёжной московской джаз-рок-банде «Чер-та» и в нескольких клубах.

Очень инритует её поведение на сцене и манера исполнения: свободной рукой Ирина как бы играет на саксофоне или трубе, тонкие пальчики с огромной скоростью перебирают сотканные из воздуха клапаны виртуального инструмента. Однако после концерта она сказала мне, что училась играть только на скрипке, и то — в далеком детстве. Поразительна степень вхождения в музыку — она словно сама превращается в живой сакс.

Однако это уже был 13 концерт за две недели гастрольного тура, и поэтому местами накопившаяся усталость давала о себе знать — Ирина пропускала свои партии, а Сергей транжирил эфирное время на монотонные внетональные трели. И только «омский джазмен» (как его в шутку называют наши филармонисты) Крамер вовсю отрывался.

 

Басовое соло

Завершился джазовый сезон Крамера 14 апреля. На сей раз он привез с собой уникального бас-гитариста Александра Ростоцкого. «Это один из самых интересных людей в отечественном джазе», — представил его Даниил. Обладатель единственной в нашей стране джазовой премии «Джаз Ухо», композитор (в Москве у него целых пять музыкальных коллективов!) и продюсер своих проектов. Необычное сочетание бас-гитары и рояля в этот день рождало совершенно новое звучание, придавая джазу некую восточную вдумчивость, концентрированность, медитативность. «За два дня до выезда мы сами ещё не могли понять, что же мы будем играть на сцене: Мы очень разные по менталитету и технике игры люди. Александр — человек восточной культуры, я же — абсолютно западный, европейский», — объяснил Крамер. Сам же Ростоцкий называет свою музыку «камерной интеллектуальной», которая «к джазу прямого отношения не имеет». Сыграв четыре сольных (!) пьесы, Александр, действительно, дал понять совершенно иные, не джазовые составляющие своего музыкального видения. Глубина, сосредоточенность, отчасти — грусть, инфернальность, отчасти — размышление, рефлексия. Однако гениальный пианист не давал этой глубокой саморефлексии поглотить Ростоцкого и с ним — зрительный зал. Вновь звучал джазовый шторм в исполнении Даниила Крамера, когда уже не один зритель не мог спокойно слушать — так хотелось петь и танцевать.

Хочется ещё рассказать о технике игры Александра. Частенько он берёт такие высокие ноты, что, кажется, ему бы на соло-гитаре играть. Когда мы беседовали с ним, Ростоцкий признался, что высокие ноты — одна из вершин, которые манят его постоянно. Однако бас менять ни на один инструмент он не собирается.

 

Второе пришествие Голощёкина

Почти 18 лет ждали любители джаза второго пришествия в Омск мультиинструменталиста Давида Голощёкина. И дождались. Высоко подняв голову, одна из ярких звёзд джазовой музыки появилась на сцене Концертного зала омской филармонии. И все бы ничего, если бы не потрясающая самовлюбенность Давида, треть концерта посвятившего рассказам о своём таланте. Начался концерт с того, что у Голощёкина «второй раз в жизни» порвалась струна, и тот отправился за кулисы её натягивать. А в это время квартет (вернее, оставшееся трио), словно с цепи сорвался: такого драйва давненько не случалось в Омске. Справедливости ради, стоит сказать, что уровень мастерства Давида держится вне зависимости от его кичливости — играл он здорово, технично. В этот раз он выбрал новый для него инструмент — японскую электроскрипку, которую подчас использовал как гитару или играл на ней партии саксофона.

 

А теперь — анонс джазового абонемента Даниила Крамера

 

Октябрь — Неда Малунавичуте (Литва, вокал и флейта) и Райво Тафенау (Эстония, саксофон) Райво Тафенау начал активно концертировать в 1992 году, когда являлся членом венгерского джаз-бэнда EBU Big Band. В 1994 году Estonian Broadcasting Company присудила ему звание «Музыкант года» В 1996 году Райво Тафенау формирует свой собственный квинтет и в 1998 году выходит его диск «Alone Together». С этим квинтетом Райво активно выступает на многих площадках Эстонии и участвует в международных джазовых фестивалях в Финляндии, таких как Imatra Big Band Festival, Jyvaskyla Summer Jazz, Kajaani Jazzkevat и др. В составе других бэндов Райво гастролирует в Исландии, Норвегии, Дании, Швеции и др. В Эстонии Райво Тафенау известен благодаря своим международным связям и возможности привозить иностранных музыкантов. Он устраивал концерты с лучшими скандинавскими певцами как, например, Hayati Kafe (Швеция), Mirja Makela (Финляндия), Neda (Литва) и с музыкантами мирового класса типа Brian Melvin (США), Jukka Perko (Финляндия). С эстонским коллективом Dream Big Band (EDBB) Райво Тафенау играл вместе с Frank Foster, Lew Soloff, Ray Andersson, New York Voices и многими другими. Совсем недавно в Хельсинки Райво закончил запись нового альбома с бразильским певцом Sergio Bastos. Естественно, большую часть альбома занимает босса-нова. Работа с Neda началась случайно — несколько лет назад они встретились в таллинском джаз-клубе, и с тех пор они успешно сотрудничают. В том числе, в мае был записан их совместный альбом.

Январь — февраль — Павел Чекмаковский (Москва, гитара) и Сергей Васильев (Москва, контрабас). Информация о музыкантах будет опубликована в следующем номере.

Апрель — концерт не решён окончательно, планировался Лешек Задло (Германия, саксофон), но согласия от него и его менеджера не получено до сих пор. Подробнее в следующий раз.

КИНЕС КИЗИИТОВ
Ноябрь 2003

Сайт сделан в студии LiveTyping
Перепечатка любых материалов сайта возможна только с указанием на первоисточник
© Патефон Сквер 2000–2011