«...Полным полно запахов, они все сливаются в один под названием Омск, но без тебя это не тот, который считаешь родным, и поэтому в воздухе города повис вопрос: Когда же ты вернёшься?..»
Это отрывок из первой книжечки «Цвета моря» молодой писательницы Галины Гордусенко (Галка Г.), вышедшей в свет в октябре этого года в издательстве «Аркор». Она вместила в себя 11 рассказов из сборника «Вслед идущий» и 12 стихотворений. Первое, что приходит в голову после прочтения книжки: очень достойная литературная база у Галки. Сквозь строчки её рассказов-мыслей просвечивает мировая экзистенциалистская братия Сартр, Саган и др. Неожиданно вдруг слышится колокол Томаса Манна. Ещё чуть-чуть, и за очередным поворотом темы мы увидим знакомые декорации Магичесского театра... Но этого не происходит: Гарри Галлер как, впрочем, и Антуан Рокантен всё же мужчины. И за внутренним отчаяньем и одиночеством, за бесконечными поисками любви-счастья-покоя прячется ещё и жажда чего-то иного, некоего миситческого катарсиса. А Галка, выбирая очень похожую на них форму повествования и даже тему, отнюдь не ждёт фэнтезийных приключений, не прячется за какой бы то ни было религией, веруя только в своё будущее счатье. Точнее надеясь. И в этом её прелесть. Она умудряется оставаться невероятно женственной при том, что её проза ассоциируется только с мужской прозой. Хотя одна женщина всё же, и это предсказуемо, прочитывается на страницах «Цвета моря» такая же одинокая, с грустными глазами, таящими одну лишь мечту Ахматова.
«И всё-таки нам нравится заниматься тем, чего нет. А именно т.н. рок-музыкой...» Вот так по-буддистски просто и безоговорочно определил темматику своего журнала Редактор «Фимы Собак» из города Александрова, что во Владимирской области. Это сорокастраничное издание с минимумом дизайна(такое ощущение, что создатели его даже не подозревают о существовании такого слова либо попросту не вдаются в этимологическую чушь, предпочитая действовать по усмотрению своему) самое удивительное и приятное открытие для «ПС» среди самиздат-литературы-периодики за 2002 год. Начинается единственно читанный нами номер с кратких отчётов о прошедших концертах и фестах «маргинального явления» рок-н-ролла; а затем очень неплохая статья о викторианской литературе, связанной с наркотиками, рефлексия по поводу советсткого-и-не-только кино, краткие аннотации к британским бит-группам. И, конечно, десятка два рецензий на присланные в редакцию м/альбомы. Свой стиль и язык, даже свой лексический набор (насколько всё это может быть своим после столичных рок-зинов 80-90-х). Один только минус слишком малые формы выбирают авторы и издатели, тема излагается по большей части в тезисах. А вот как бы хотелось прочитать более подробные их творения!
Ещё одно весёлое в полном смысле слова издание под названием «не очень ежемесячный журнал «Умственные способности» из Челябинска попался недавно нам на глаза. и чуть было не превратил эти самые глаза в озёра смеялись ажно до слёз. Давненько не читывали мы просто стёбного трёпа по поводу и без оного. Забыли уже, что можно ведь изредка и отдохнуть, расслабиться. «Театр Чёрные ходики» В.Шендеровича, приключения гномика Пука Пургенева просто, что называется, оттяг!
Очень неоднозначное впечатление оставил после прочтения журнал «Анион» из Хабаровска. Ки пучая молодость во всех её проявлениях. Необысное совмещение материалов: на обложке высказывание Дебюсси, Эйнштейна и Григоряна, затем интесресные стихи и рассказы в жанре фэнтези. Потом совсем неожиданные рассуждения о металле и ребяческие аллилуйи рок-музыке («но это ничего, рок снова появится на гребне. Ведь СПИД раньше тоже был мало распространён...»). А в конце опять приятная неожиданность статья исследователя русского рока с 20-летним стажем.
Приятной находкой в мире самиздата стала газета «Dr.Watson» из Екатеринбурга. В принципе, ничего своего, особенного в ней нет. Хорошая печатная площадь для поэтов и толкиенистов. Единственное, что радует очень знакомый авторский коллектив, который редко где встретишь вместе: Жека Бриг из Кисловодска (в редакции «ПС» ждут своего часа его рисунки и фото), Мария Ярославская из Перми (одна из первых самиздатчиков, откликнувшаяся на появление нашего журнала), Black Rat и Пикса из Омска (знакомые по «Палате №» и «Рыжу»)Ленивые тапочки из Екатеринбурга (уж и не вспомнить, где впервые встречались).
Новой рукописью одарил в этом году своих немногочисленных читателей James Alexander (Омск), автор вышедших в прошлом году самиздат-брошюрок «Urbi et Orbi» и «Звёздный скиталец». Поэт, самобытный философ и сатанист, Джеймс наконец-то выпустил книжечку своих идеологических размышлений под названием «Чёрное Дао». Религия и «церковничество», христианство, протестантизм и сатанизм, даосизм и тантра, сексуальная йога и медитация вот далеко не полный перечень тем, затрагиваемых автором в новой брошюре. Правда, большинство мыслей, всё же, чужые пересказанные тезисно труды некоторых исследователей мистики и эзотерики. При прочтении их всплывают смутные воспоминания о Колине Уилсоне и Ричарде Кавендише, чьи книги одними из первых появились на омском книжном рынке по данной тематике. Джеймс, как человек честный, в конце «Чёрного Дао» об этом упоминает. Опять-таки, слишком малый формат, чтобы хоть как-то понятно развернуть свою мысль.
Совместный проект «Арабеска & Геликон» из Пензы. К сожалению, в редакцию «ПС» попал только один номер аж за 2001 год, поэтому нынешнего положения дел мы даже приблизительно не знаем. Однако о проекте написать хочется: очень уж он неоднозначно был воспринят нашими «спецами». «А&Г» состоит из нескольких листовок-брошюр, главная из которых очень напоминает по форме какую-нибудь «Детектив-газету»: немного стихов, несколько рассказов, продолжающихся из номера в номер; кроссворд с обязательным анекдотом на прощанье и конкурс. Стоимость номера и тираж (100 экз.). Вот так. Даже самиздат бывает «поп». Не нам судить о «правильности» такого подхода (читай об этом «ПС» №2, Постскриптум): ребята, всё же, нашли неплохие издательские ходы для продаваемости журнала, вот только среди какой аудитории?!
Есть ещё одно интересное издание «Вошь Вдохновения» из Раменского. Опять же, интересное из-за дизайна: выглядит «ВВ» как такая милая книжечка, простенько и со вкусом оформленная. Каждый номер разный по оформлению, авторский коллектив постоянно обновляется. Чувствуется женская рука очень всё красиво и эстетично.
КИНЕС КИЗИИТОВ