На главную страницу Фотографии Видео Вход Магазин Контакты Русский English
Патефон оффлайн Об авторах Пресс-зал Блог Архив журнала О проекте Проекты Магазин Алфавитный указатель Новости Ссылки Друзья

«Но лишь бы слово было...» | Патефон Сквер №3

В конце прошлого года состоялось вручение уже пятой литературной премии имени Федора Михайловича Достоевского – наверное, единственного престижного конкурса среди молодых литераторов Омска. В этот раз было избрано два лауреата в номинации Поэзия – Сергей Гудалов (за книжку «Вкус Воды») и Ирина Горелова (за книжку «В поисках Мастера»). О политических межсоюзных играх говорить, думаю, нет смысла, поэтому поговорим о лауреатах. Сергея и Ирину я знаю уже несколько лет, Сергея – чуть дольше, да и творчество его мне несколько ближе по духу. Накануне вручения премии, когда уже были известны результаты, у нас состоялась весьма экзотическая беседа – интервью в маршрутном такси, и на полном ходу – после. Однако «декорации» и ритм окружающей действительности никак не повлияли на качество беседы, и даже придали эдакую динамическую окраску – в меру лаконичные и точные вопросы-ответы…

Кинес: Сергей, ты ожидал, что станешь лауреатом, когда подавал свою книжку на конкурс?
Сергей: Хотелось просто окупить затраты на её издание. Я потратил три с половиной тысячи рублей.
К: По-твоему, жюри выбрало достойных лауреатов?
С: Я очень сожалею, что Юре Трофимову не досталось премии. Он, мне кажется, более достоин быть лауреатом. Я бы не обиделся, если бы на моём месте или на месте Гореловой оказался он. Люди, читающие его стихи, не видят сокрытого в них очень глубоко смысла, как мне кажется.
К: Стихи Юры понимают в основном те, кто знает его лично.
С: Да, согласен.
К: А как ты относишься к поэзии Гореловой?
С: У неё есть неплохие стихи. Однако вот одна цитата из неё: «Мы, женщины, привыкли к виду собственной крови…» – без комментариев! Мне кажется, что то, что это стихотворение включено в сборник – большая ошибка его редактора – Четвериковой.
К: Насколько я знаю, у твоей книжки не было редактора?
С: Первичная редактура была – я отдавал свою подборку Марине Безденежных. Она прочитала её и сказала, что всё хорошо, но «приготовься, Серёжа, что тебя будут грызть».
К: То есть?
С: Ну, что её читать никто не будет.
К: Почему ты отдавал рукопись именно Безденежных?
С: Я считаю, что она наиболее объективный критик в Омске, к тому же – профессиональный филолог. Да и отношения у нас дружеские…
К: Интересно, что в университетском журнале «Пилигрим» Ира Горелова написала рецензию на твою книжку, где провела её количественный разбор – сколько стихов о любви, сколько об одиночестве …
С: Да, я читал её… Мне кажется, что Ира не умеет читать подтекст. Но это уже её проблемы… Все эти подсчёты по тематикам… Но я просто не беру в голову, в конце концов, рецензия одобрительная.
К: В том же журнале у тебя вышла подборка стихов. Я помню, когда ты впервые появился у нас в «Другой Земле», то постоянно читал стихи только о любви. А здесь – совершенно иное и очень сильное: «Я ищу душу Бремена…»
С: Да, прошлым летом я ездил в Германию к родственникам, и совершил вынужденную экскурсию по нескольким городам: Гамбург, Бремен… Это, конечно, потрясающе. Мои стихи об этом – как путевые заметки. В Бремене, например, до сих пор сохранилась 40-метровая колокольня, выжженная изнутри во время Второй мировой войны. Как памятник человеческой тупости.
К: Тупости?
С: Да. Они не реставрируют его.
К: Какие ещё впечатления от увиденного там?
С: Немецкие города похожи на Омск, Новосибирск, Петербург: центр города старинный, а чем дальше от центра – тем современнее здания.
К: Мне всегда любопытно, куда лауреаты тратят свои денежные премии…
С: Ну, я знаю, куда я потрачу: обновлю свой гардероб…
К: Сергей, как ты относишься к литературному процессу в Омске?
С: Мне он нравится. По крайней мере, гораздо лучше, чем в Новосибирске. Там уровень поэтического творчества очень низок, при том, что книжки издаются в достаточно качественном оформлении и с хорошей полиграфией. Очень много графоманов.
К: Тебя не смущает, что ты стал лауреатом премии имени Достоевского – некоторые писатели нашего города говорят, что это слишком значимое имя, которое очень ко многому обязывает?
С: Я считаю, что в литературе не может быть никаких авторитетов. Каждый, кто делает что-то своё и по-своему, достоин называться писателем. И не за чем пытаться подражать кому-то.
К: То есть, по-твоему, антисоциальные матерные стихи какого-нибудь панка тоже можно назвать литературой?
С: Да, если он смог оригинально выразить то, что он сам чувствует. Для меня вообще не важно – матерные стихи или нет. Главное, что это твоё и что ты смог реализовать свои творческие идеи.
К: Для тебя не существует авторитетов в литературе?
С: Не существует.
К: Но есть те, кто как-то повлиял на твоё творчество?
С: Все, кого я читал. В том числе ты, Крих, Трофимов и т.д.
К: А из известных?
С: Из известных это Бродский и Кастанеда... Если обычный поэт пишет: «Горшок с цветком стоит на окне…», то Бродский, ни разу не упомянув слово «горшок», описывает то, что ЗА окном, свет, исходящий от окна, и тень этого горшка на полу.
К: А Кастанеда?
С: А Кастанеда говорит о том, что тень горшка и он сам одинаково нереальны и реальны одновременно.
К: Вернёмся к вопросу об авторитетах. Как ты относишься к Союзам Писателей?
С: Мне кажется, что это глупо – всевозможные союзы с председателями и дисциплиной. Можно обойтись без этого.
К: Если тебя пригласят вступить в него, ты согласишься?
С: А смысл есть? Если из-за этого исчезнут каналы общения, то вступлю. А так – издать новую книжку раз в три года я и сам могу, а каких-то публикаций я от них совершенно не жду.
К: Что ж, и последний вопрос, ты собираешься издавать новую книжку?
С: В этом году – нет.

КИНЕС КИЗИИТОВ

В поисках нужного слова.

Вселенная с крутыми берегами,
Где холодеет мартовская простынь;
Мы за ночь повзрослели нереально,
Протягивая нищенские горсти.

Я кутаюсь в хламиду недомолвок,
В бесцельность бытия, в пустые строки…
Я помню, что в начале было слово,
И от него пошли уже все сроки…

Пусть от него прикуривают звёзды,
Пусть на него глядит луны обмылок…
Несказанное… Рано или поздно?
Мне всё равно… Но лишь бы слово было.

СЕРГЕЙ ГУДАЛОВ

Сайт сделан в студии LiveTyping
Перепечатка любых материалов сайта возможна только с указанием на первоисточник
© Патефон Сквер 2000–2011